Форум - Драматические театры
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Театр в жизни ребенка

Перейти вниз

Театр в жизни ребенка Empty Театр в жизни ребенка

Сообщение  Admin Вт Дек 06, 2011 10:11 pm

Театр в жизни ребенка

Социальное становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач воспитания. Особенно это значимо в период переориентации ценностей, которые существенно влияют на процесс формирования социального опыта у детей. Каждый из нас, беря на себя ответственность формирования личности будущего члена общества, должен помнить, что это формирование, иначе говоря, - социализация –это процесс формирования готовности к успешному исполнению комплекса социальных ролей, свойственных члену общества. Главное в воспитании свободного, интеллигентного, культурного человека – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс. Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.
Театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Таким образом одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Поэтому так важно приобщение к театру юного поколения.
Занимаясь театральной деятельностью, ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык «включения» в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития ребенка и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой, полноценной жизни.
Наряду с познавательной функцией сценического искусства правомерно существует и ряд других (эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, компенсаторная, игровая, нормативная и многие другие).
Из всех видов искусств именно театр как искусство, коллективное по своей природе, в наиболее предметной форме имитирующее межличностные контакты, как искусство, в значительно большей степени, чем любое другое, привлекающее людей к сопереживанию и сотрудничеству, дает человеку возможность каким-то образом слиться с другой личностью, установить с ней наиболее глубокие, наиболее тесные и разнообразные отношения. Специфика же собственно театрального творчества, подразумевающего деятельность ребенка в роли актера-исполнителя, актера-творца рассматривается как отражение социальной жизни людей, чем-то похожей на театр, со всеми присущими ему атрибутами типа сценариев, масок и декораций. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умения действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах – эту школу проходит каждый из нас в разное для себя время. Театр помогает решить важную проблему в социальной адаптации – обучение социальному опыту. Участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки.
С древних времён различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственности. Театр даёт детям образец для подражания. Велика сила воздействия на личность ребёнка этих самостоятельно добытых истин. Довольно сильный воспитательный эффект возникает, когда ребёнок сопереживает герою, но он значительно усиливается, когда ему даётся возможность влиять на события своими поступками, предрешать исход борьбы. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом.
Занятие театральной деятельностью воспитывают и театральную дисциплину. К.С.Станиславский требовал от актёров и рабочих сцены «вырабатывать правильную художественную этику и дисциплину». В театральной деятельности детского коллектива эти требования тоже важны. Под «художественной этикой и дисциплиной» надо понимать чёткую организацию коллектива, уважение к труду товарища, взаимную помощь и ответственное отношение к взятым на себя обязательствам. Такие условия нужны в каждом культурном обществе.
Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Дети вполне в силах уяснить, что в вымышленных обстоятельствах надо действовать по-настоящему, как в жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Причем роли иногда резко отличаются от нашего характера. К.С.Станиславский писал: «Все, конечно, знают наше актерское свойство: некрасивый хочет быть на сцене красавцем, низкий – высоким, неуклюжий – ловким. Актеры часто ищут на сцене того, что им не дано в жизни». Также и дети. Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено. В этом заключается коррекционное свойство театрализованной деятельности.
Театрализованную деятельность можно назвать гимнастикой чувств. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся окружающим миром через образы, краски, звуки.
Дети должны уметь проявлять свои чувства и понимать чувства других. Те или иные чувства выражаются мимикой. Если человек улыбается, значит, он радуется; сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве, гневе. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.
Восприятия внешнего выражения (жесты и мимика) являются также и невербальными средствами общения. Общение – эта сфера общества, где соприкосновение с театром теснее всего. Воспитание коммуникативных способностей – стержень их социальной адаптации. Научить общаться, понимать эмоциональное состояние других, адекватно реагировать на него – вот задача воспитания, которую проще и интереснее решать в процессе театрализованной деятельности.
Театральная постановка – продукт совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого участника. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Нельзя, говоря о воздействии театральной деятельности на детей, не говорить о развитии творчества. Действительно, как можно действовать в вымышленной ситуации и не развивать воображение? По определению К.С.Станиславского, «творчество начинается с «если бы», т.е. с допущения, которое переводит актёра из условий реальной жизни в условия вымысла. Что бы я делал, если бы предложенный вымысел оказался действительностью? Этот вопрос даёт толчок работе воображения, вызывает отклик в действии».
И, наконец, развитие речи – важный этап развития наших детей. У некоторых детей есть проблемы с техникой речи: торопятся, «глотают» буквы, речь невыразительна и монотонна, изобилует вводными словами, не умеют делать логических ударений и т.д. В процессе подготовки спектаклей легче помочь детям сформировать правильное четкое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора, развивать воображение, умение представить то, о чем говорится, расширять словарный запас. Важную роль в развитии техники речи играет тренировка интонаций.
Театр со всей присущей ему зрелищностью – это прежде всего искусство действия. «Действие», «акт» – движение заложено уже в самой структуре пьесы. Даже герои названы «действующими лицами». Что хотят они, к чему стремятся, как добиваются поставленной задачи? На эти вопросы ребята ищут ответы вместе с героями пьес. А это развивает в них активную жизненную позицию. Они становятся более энергичными, любознательными, раскрепощёнными.
Если вы решаете для себя вопрос , чем бы интересным занят своего ребенка, чтобы он не сидел вечер у компьютера, если у вашего ребенка есть проблемы с социальной адаптацией, с речью… Подумайте, не обратиться ли вам к великому и вечному?! Но следует учесть, что только водить ребенка в театральную студию два раза в неделю – это не решение проблемы. Вы сами должны вспомнить: «Театр уж полон, ложи блещут…» Давно ли вы были в театре? Начните с похода с ребенком именно туда.

Автор: Тихонова Ольга Сергеевна Методист ГДОУ № 26 Красногвардейского района Санкт –Петербурга
Источник: http://gdou26skazka.ru/publ/stati/stati/teatr_v_zhizni_vashego_rebenka/2-1-0-5
Admin
Admin
Admin

Сообщения : 22
Дата регистрации : 2011-09-10

https://proletarius.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Театр в жизни ребенка Empty Театр для детей

Сообщение  Admin Вт Дек 13, 2011 8:08 pm

Самуил Маршак
«Театр для детей»



«Детский театр» мыслился до сих пор как театр, в котором участвуют дети. Профессиональных детских театров у нас было немного. Зато любительские детские спектакли устраивались часто - в гимназиях, институтах, и в прежние времена, а сейчас еще чаще, чуть ли не в каждой школе, детском доме и очаге. О создании особого детского репертуара думали и думают до сих пор очень мало. В случае надобности берется с запыленной полки какая-нибудь пьеска про зайчиков, фей, гномов или из якобы «детской жизни», в слащавой и фальшивой трактовке. Постановка пьесы носит обыкновенно все черты любительщины, плохого подражания театру взрослых. Но в театре взрослых идет постоянная ломка, постоянные искания. Детский же театр берет грим, бутафорию, занавес, бороды, костюмы - как непреложный закон. Если детские спектакли и напоминают «настоящий театр», то, во всяком случае, - очень плохой театр, лишенный творчества. Заученные слова и наклеенные бороды не есть детское искусство. Это скучно и ненужно, хотя, может быть, и доставляет удовольствие участвующим в спектаклях детям, как доставляет многим детям удовольствие чтение произведений Чарской. Если в рисовании или в рукодельной работе нам важнее всего свободное выявление индивидуальности ребенка, Этого маленького дикаря, в дикости и самобытности которого таятся неисчерпаемые возможности, то в детских представлениях должна также выявиться самобытная индивидуальность ребенка. В детской жизни есть искусство, весьма близкое к сценическому: это свободная игра. С нее и надо начинать. Ведь уже трехлетние дети не только «представляют», но и сочиняют целые пьесы, играя в лошадки, в поезд, трамвай, пожарных и т. д. Такие импровизированные спектакли в тысячу раз интересней и талантливей специально устроенных спектаклей в гимназиях или детских домах. Посмотрите, - горят щеки и блестят глаза у ребят, преследующих изворотливого «разбойника», или ведущих войну, или бегущих тушить воображаемый пожар, - это ли не вдохновение, это ли не искусство, хотя тут нет ни костюмов, ни бород, ни бутафории. Детям доступно высшее искусство - импровизация. Не заменяйте ее там, где не надо, нарочитостью и скучной подготовкой. Автору этих строк случилось наблюдать свободную детскую игру, представлявшую собою уже не зачатки драматического искусства, а вполне развитое сценическое действие. В Англии, в свободной школе Ф. Ойлера (в Тинтерне, Уэльс) руководители часто читали детям старые легенды, сказания и современные повести о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Дети, увлеченные рыцарским эпосом, образовали свой собственный «Круглый стол» и распределили между собой имена важнейших рыцарей. Распределение ролей было как нельзя более удачно. Роль сэра Ланселота, великодушного, безупречного и скромного рыцаря, была дана мальчику, превосходившему всех других товарищей прямотой, честностью и выдержкой характера. Другому мальчику, пылкому и отважному, было присвоено имя рыцаря Тристана и т. д. Как в мистериях, происходящих в Обераммергау, роли эти были постоянными и могли передаваться другим мальчикам только в случае недостойного поведения носителя славного имени. Я наблюдал эту игру в течение целого лета. Она неизменно происходила на лесной поляне. В начале игра была совершенно произвольной и несогласованной. По мере ее развития вырабатывались постоянные формы, устанавливались характеры, вводились костюмы (панцири, шлемы и т. п.), случайные слова заменялись постоянными репликами, определялся общий режиссерский план - игра естественно и незаметно переходила в театральное представление. Другой пример игры - пьесы я наблюдал в детской колонии на берегу Онежского озера в Олонецкой губернии. Среди воспитанников колонии был юноша пятнадцати лет, испытавший, несмотря на свой юный возраст, много превратностей судьбы. Чуть ли не с двенадцати лет он работал на дальнем севере при постройке дороги, заболел цингой и, подобранный кем-то на улице, попал в колонию - не то в качестве воспитанника, не то в роли технического помощника. Рассказами о своей жизни, о работе на железной дороге, на заводе, у подрядчика он до того увлек детей, что они решили изобразить «Жизнь Никифора» (так называлась импровизированная пьеса) в лицах. На не большой площадке во дворе колонии были условно обозначены деревня, где родился Никифор, рядом с ней железная дорога, тут же завод и т. д. Никифор играл роль своего отца, а роль Никифора играл другой мальчик. Деревенские сцены были изображены с большим реализмом: полати, на которых спали отец с матерью (роль матери играл мальчик), полевые работы, брань между родителями Никифора, избиение сына, его бегство и т.д. Также реалистично были изображены и железная дорога и фабрика. Таков подлинный детский театр. Его можно развивать, но, конечно, не путем вмешательства взрослых в игру, а посредством общего культурного развития детей, которое будет естественно обогащать содержание их игры. Если дети увлекаются «Пинкертоном», они, естественно, будут играть в сыщиков. Если вы их увлечете более благородными и значительными сюжетами, содержание игры будет иное. Если вы разовьете их музыкальные способности, разовьете их художественный вкус, дадите им представление о пластике и ритме, игра обогатится пением, грацией движений - всем тем, чего, увы, недостает и рутинному театру взрослых. В деле художественного воспитания большое значение может иметь не детский театр, а «театр для детей», то есть такой театр, в котором участниками являются взрослые, а зрителями дети. Я решаюсь высказать эту мысль (которая многим педагогам покажется рискованной, т. к. она отводит детям пассивную роль) только после того,как я высказал свой взгляд на развитие подлинного детского театра, возникающего из свободной игры. Но и этот свободный детский театр - не есть искусство, могущее служить образцом художественного воспитания, как не может служить образцом музыкальною искусства детская игра на рояле. Для целей художественного воспитания нужен серьезный, а не игрушечный театр. Таким театром может быть «театр для детей», если он удовлетворяет следующим строгим требованиям. Прежде всего должны быть тщательно подобраны актеры. Не надо забывать, что все фальшивые интонации, все нелепые и развязные движения, которые так свойственны значительной части актеров - профессионалов, могут быть легко усвоены детьми. У актера театра для детей должна быть специальная подготовка в области пластики, музыки, понимания грима и костюма. Актер должен быть достаточно живым и гибким для того, чтобы чувствовать связь с непосредственной в смысле ощущений и восприятий аудиторией. Конечно, таких актеров подобрать не легко. Еще труднее подобрать репертуар. Прежде всего надо отказаться от большей части существующего ныне детского репертуара. Не надо забывать, что лучшие сказки, как, например, Андерсена, Уайльда, народные сказки, не создавались специально для детей, как не для них были написаны «Дон-Кихот», «Робинзон Крузо», «Гулливер», «Хижина дяди Тома», - все те великие произведения, которые будили и воспитывали мысль ребенка на протяжении многих поколений. Ребенку нужен не суррогат искусства, а настоящее искусство, - конечно, доступное его пониманию. Помимо того, ребенку более, чем взрослому, нужны в искусстве значительные, многообъемлющие образы, приближающиеся к символам. Взрослый, более или менее знакомый с жизнью в целом, может довольствоваться случайными образами, отдельными деталями, отдельными штрихами. Ребенок в каждой сказке, в каждом художественном произведении хочет увидеть всю жизнь, он не развлекается, а учится. Поэтому театр для детей должен давать пьесы, заключающие в себе большие идеи, - конечно, не в скучной, не в тенденциозной форме, а в живых образах. Готовых пьес мало. Лучше всего начать с инсценировок сказок, рассказов, повестей. Прекрасным материалом могут служить русские народные сказки, среди которых многие содержат прекрасный для сценической обработки материал. Борьба противоположных начал, столь обычная в сказках, является в то же время основой, на которой строится всякая драма. Глубоким драматизмом полны такие русские сказки, как «Финист - Ясный Сокол»,«Василиса Прекрасная» и др. Характер постановок в театре для детей должен определяться одним принципом: поменьше связывать фантазию зрителя реалистическими подробностями. Ребенок больше любит палку, изображающую лошадь, чем искусно сделанную игрушечную лошадь; смутное подобие паровоза, состоящее из куска дерева игвоздя в виде трубы, он часто предпочитает модели паровоза. Он ищет работы для своей фантазии и отказывается от тщательно разжеванной умственной пищи. Поэтому и в постановках надо избегать реалистических декораций. Покойный художник С. В. Воинов сделал для нас ряд макетов условных декораций-ширм, применимых к различным постановкам. Каждая из декораций сама по себе не имела определенного значения. Это была архитектурная фантазия: стены, выступы, зубцы, нечто напоминающее башни, купола и т. д. При различных перестановках отдельных ширм создавалось впечатление то крепости, то монастыря, то улицы старинного города и т.д. Это был очень интересный опыт, попытка освобождения художника от слишком определенного, иллюстративного, прикладного характера декоративного искусства. Но и в декорациях, написанных для определенной пьесы и по специальному заданию, также может проявиться свободная фантазия художника. В одной из виденных мною постановок лето было изображено кустами гигантской малины (каждая ягода величиною с арбуз) и подвешенными на фоне темных сукон большими пестрыми бабочками из картона. Кажется, больше ничего и не было, но ощущение лета, которое требовалось по пьесе, было дано. «Театр для детей» является новым делом. Поэтому определить его сущность сразу, в нескольких словах, невозможно. В ближайших выпусках журнала мы еще вернемся к нему. Пока же скажем несколько слов о существующем у нас, в области, театре для детей. Существует он полтора года. За это время было поставлено около двадцати новых пьес. Наиболее крупные из них: «Петрушка» (народная кукольная комедия в обработке), «Финист - Ясный Сокол», «Аленький цветочек» (по Аксакову), «Летающий сундук» Андерсена; намечены к постановке «Молодой король» Уайльда, «Золотой петушок» (по Пушкину) и др. К десяти пьесам написана специальная музыка. Спектакли ставятся четыре раза в неделю: один для дошкольного возраста, два для младшего и среднего школьного возраста и один для старшего. Делаются попытки наблюдения впечатлений детей. «Театр для детей» является частью краснодарского «Детского городка», объединяющего различные стороны внешкольной работы среди детей. Для того чтобы работа театра вышла за пределы «Детского городка» и могла послужить если не примером, то хотя бы материалом для тех, кто интересуется подобными начинаниями, областной Отдел народного образования предпринимает в настоящее время издание «Сборника пьес театра для детей».
Admin
Admin
Admin

Сообщения : 22
Дата регистрации : 2011-09-10

https://proletarius.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения